Сан-Франциско — один из самых узнаваемых городов Калифорнии, а может и всех Штатов, город с особым шармом и очень крутым характером, как иначе с таким-то количеством холмов… Этот город умудрился соединить множество эпох и культур, стать местом рождения психоделического рока, Меккой для хиппи и навсегда останется в истории музыки и массовой культуры, как город, в котором прошло «Лето любви» и Монтерейский фестиваль.
Город назван в честь Святого Франциска Ассизского, поэтому местные жители очень не любят, когда город называют Фриско, тем самым выражая фамильярность и неуважение к святому покровителю города.
Сан-Франциско понравился мне не сразу, виной тому стала усталость после долгого переезда, необходимость постоянно подниматься по крутым склонам холмов и то, что первым делом мы оказались в китайском квартале, при том не в парадной его части. Ночь, улица, облезлые дома, китайские вывески, неприятные запахи: опасений за свою безопасность у меня не было, но настроение и первое впечатление от города были испорчены основательно.
В Сан-Франциско много районов, отличающихся архитектурой, духом и даже национальной принадлежностью, например, Рашен-Хилл, названный так за многочисленные захоронения русских торговцев пушниной, он знаменит самой извилистой улицей в мире — Ломбард-Стрит. В этом месте склон холма настолько крутой, что прямая улица была бы опасна для движения, поэтому ее сделали в виде змейки. Названия Чайна Таун и Литтл Итали говорят сами за себя, район шикарных отелей Ноб-Хилл, рабочий квартал Мишин, Телеграф-Хилл, портовый район Рыбацкая пристань и, конечно, район хиппи Хайт-Эшбери.
На наш вопрос, куда не нужно ходить в Сан-Франциско, очень дружелюбный и разговорчивый портье нашего отеля ответил: «В район Рыбацкой пристани, там сплошные туристы». Но, поскольку я была в Сан-Франциско впервые, мы, конечно не последовали его совету и отправились именно туда. Порт Сан-Франциско очень большой, тянется вдоль побережья на несколько кварталов, но самая интересная и самая туристическая часть — Пирс 39, самая дальняя часть порта.
Действительно, здесь сплошные туристы, и, хотя я обычно терпеть не могу такие места, сюда меня тянула на протяжении всего пребывания в городе. Во-первых, здесь расположено Hard Rock Cafe, которые мы традиционно посещаем везде, где бываем, отсюда открывается прекрасный вид на остров-тюрьму Алькатрас, залив и «Золотой мост», но больше всего меня привлекли морские львы, которые оккупировали пару самых крайних причалов. Почему животных привлекают именно эти причалы, объяснить трудно, но случилось это уже давно, во времена, когда причалы использовались по своему прямому назначению — для стоянки лодок. Морских львов совершенно не смущали лодки, они нагло устраивались везде, где им было удобно, зато владельцы лодок были совершенно не рады такому соседству, сами понимаете, лежат тут, мешаются, пачкают причал и лодки, да еще и парфюмом не пользуются. Так что в определенный момент администрация приняла решение полностью отдать эти причалы в распоряжение животных. Вот они там и лежат, нежатся на солнце и радуют нас, туристов. Правда, некоторые, особо наглые экземпляры все равно норовят забраться туда, куда не положено, на соседние причалы с лодками.
Самый центр города, площадь Унион, мне совершенно не понравился, я не нашла там для себя ничего привлекательного, разве что магазины.
В кварталах Аламо-Сквер и Хайт-Эшбери приятно просто побродить, любуясь великолепными цветными домами в викторианском стиле, которые называют Painted ladies — «разукрашенные леди». Не знаю, как у других, но у меня эти дома вызывают труднопреодолимое желание войти, прогнать законных владельцев и жить там, как в фильме «Между небом и землей», обязательно с полукруглым диванчиком в эркере.
В Хайт-Эшбери мы совершили паломничество по местам музыкальной славы: посмотрели на дом, в котором жила Дженис Джоплин и особняк, принадлежавший группе Jefferson Airplane. Квартал на пересечении улиц Хайт-стрит и Эшбери все еще помнит «Лето любви» 1967 года, здесь все дышит культурой хиппи и кажется, еще все впереди, и молодежь может изменить мир к лучшему, и никогда не будет создан Клуб 27…
Парк «Золотые ворота» занимает огромную площадь, на его территории можно найти все: равнины, озера, леса, холмы, музеи, ботанический сад, музыкальную зону и несколько тематических садов, в том числе японский. Чтобы осмотреть весь парк нужно много времени и выносливости, которыми мы не располагали, поэтому мы только погуляли по части парка вблизи района Хейт-Эшбери, а дальнюю часть парка и сам мост «Золотые ворота» видели уже только из автобуса Hop-on-hop-off.
На экскурсии по городам на автобусах Hop-on-hop-off мы отправляемся часто, это прекрасная возможность сориентироваться в незнакомом городе, узнать о его основных достопримечательностях и понять, куда стоит отправиться на более подробный осмотр. В Сан-Франциско подобная экскурсия оказалась для меня настоящим испытанием и разочарованием, что никак не связано с самим городом. Обычно такие экскурсии предлагают наушники и аудиогид на нескольких языках, русский бывает не всегда, но уж немецкий есть точно, мне этого достаточно. В Сан-Франциско же эти экскурсии гордо позиционируются, как с настоящим, живым человеческим гидом. Во многих случаях, конечно, человека нельзя заменить машиной, но это как раз обратная ситуация.
На одном маршруте у нас была женщина-гид, которая стояла на втором этаже автобуса и глаголила в микрофон. Мало того, что она практически ничего не рассказала об истории, архитектуре и т. д., все ее внимание обращалось исключительно к тому, где что съесть, так еще надо принимать во внимание объективные условия: ветер, уличный шум, дикцию, произношение. Я, практически, не понимала ничего. Должна со всей объективностью заявить, что у английский у меня хоть и не на высоком уровне, но и не средняя школа, экскурсию по городу я вполне могу понять, в нормальных условиях…. На другом маршруте экскурсию вел сам водитель автобуса. Нужно отдать ему должное, она была значительно более содержательной, чем предыдущая, но качество звука…. В общем, я делаю такой вывод: автобусные экскурсии в Сан-Франциско предназначены только для своих, а туристы не в счет. Америка, конечно, живет в основном за счет патриотичного внутреннего туризма, но за нас, иностранцев, как-то обидно. В качестве коды дам небольшой практический совет: на открытом втором этаже автобуса ужасно ветрено, особенно на мосту «Золотые ворота», обязательно возьмите ветровку с капюшоном и не забудьте солнцезащитный крем: при температуре около 20 градусов он кажется необязательным, но именно на этой экскурсии я схлопотала самый сильный за последние годы солнечный ожог, нос прямо волдырями покрылся.
Мост «Золотые ворота» на протяжении 27 лет с момента открытия был самым длинным висячим мостом в мире. Меня всегда восхищает гений человека, позволивший при существовавших в прошлом небогатых технических возможностях создать чудеса архитектуры и техники. Первоначально мост планировалось покрасить в золотой цвет или в желто-черные полосы. Но когда мост собрали, оказалось, что красно-оранжевая грунтовка прекрасно смотрится, красить мост не стали.
Нам повезло увидеть мост и во всей красе на фоне совершенно безоблачного неба, и окутанный туманом. И в том, и в другом случае это были яркие впечатления.
Проезд по мосту платный только при движении в город, выезд из Сан-Франциско по мосту «Золотые ворота» бесплатный. Раньше на въезде на мост стояли будки с кассирами, сейчас отплата производится только удаленно. Если Вы передвигаетесь на арендованном автомобиле, после Вашей поездки фирме придет счет за проезд по мосту, сумму спишут с Вашей карты, которую Вы оставляли в качестве гарантии при прокате машины.
К северу от Сан-Франциско, на другой стороне пролива, находится национальный парк Редвуд, в котором растут секвойи. Но посетить его нам не удалось по очень банальной причине — мы не нашли место для парковки. Но, как говорится, нет худа без добра, возвращаясь в Сан-Франциско, мы посетили очаровательный городок Саусалито, оттуда открывается шикарный вид на пролив, мост «Золотые ворота» и Сан-Франциско.
Особый шарм Сан-Франциско заключается в сочетании старого и нового. Примером тому служит городской транспорт: канатные и обычные трамваи. Сан-Франциско собрал ретро-трамваи из разных стран, они в постоянном режиме ходят по маршруту F, от Маркет-стрит до порта.
Канатные трамваи — это удивительный вид транспорта, ставший символом Сан-Франциско, и еще одно из технических решений, которые заставляют меня преклоняться перед человеческими способностями. Принцип работы канатных трамваев такой: под улицами города проложены стальные канаты, которые находятся в постоянном движении. На поверхности дороги можно видеть железный кабельный канал с узкой щелью, в некоторых местах сквозь щель можно разглядеть канат. Трамвай оснащен снизу специальной рукой, которой он хватается за канат и движется. На остановке водитель отпускает канат — трамвай останавливается. На конечной остановке трамвай заезжает на поворотный круг, водитель трамвая и его помощник вручную крутят поворотный круг диаметром в длину трамвая, поворачивая его на 180 градусов, так трамвай снова выезжает на рельсы и начинает двигаться в противоположном направлении. Особенность канатных трамваев еще в том, что часть салона не имеет стен и оснащена широкими подножками, на которых разрешен проезд пассажиров.
Проезд на канатных трамваях стоит в два раза дороже, чем в остальном городском транспорте (6 $ за поездку), но если купить проездной, например на 3 дня за 23 $, как сделали мы, то можно ездить на всех видах транспорта (кроме пригородного метро) неограниченное количество раз. Чаще всего мы, как раз, и ездили на канатных трамваях. Одна беда, днем они часто переполнены и даже могут не остановиться на остановке. На конечной остановке в очереди можно простоять более часа. Зато вечером — одно удовольствие. По адресу Мэйсон-стрит 1201 расположен музей канатных трамваев, который одновременно является и моторной станцией, и депо. Вход в музей бесплатный, сам он маленький, но там можно посмотреть, как действует это чудо техники, увидеть, как гигантские колоса тянут стальные канаты под кожей города.
И хотя я еще не рассказала ни об одном ресторане или гостинице, на этом я, пожалуй, закончу свой рассказ о Сан-Франциско этой цитатой, буду рада, если подскажете, кому она принадлежит: «Если ты живой, то Сан-Франциско не даст тебе соскучиться. Если ты мёртв, Сан-Франциско вернёт тебя к жизни».